Сказкотерапия детских проблем

Сказкотерапия при адаптации в ДОО

Темой нашей беседы является адаптационный период  малыша, данная тема актуальна не только для малышей впервые отправившихся в детский сад, но и для тех кто совершил переход из одной группы в другую, а также для деток долго отсутствующих в детском саду. Сказкотерапия в данном случае является тем самым «Золотым ключиком», открывающим дверь в мир ребенка. Все мы знаем, что одним этот период дается легко, другие же переносят его очень сложно. Сказки могут помочь донести до ребенка то что ему сложно принять и понять, почувствовать себя в безопасности и открыться миру, ведь именно этого так не хватает порой не только детям, но и взрослым. Вот несколько вариантов сказок для успешной адаптации, которые смогут стать вашими помощниками.
Сказка о ежике Пыф-Пыфе.
В небольшом лесу на красочной полянке жил маленький ежик по имени Пыф. Не смотря на то что он был колючим он был очень добрым и радостным. Жил он вместе со своими родителями мамой Ежихой и папой Ежом. Пыф очень любил своих родителей и родители очень любили его. Родители Пыфа делали все для своего малыша, они хотели чтобы он был счастлив. И вот маленький ежик подрос и пришло время отправиться ему в лесной детский сад.
На следующий день маленький Пыф, вместе с мамой Ежихой пришел в детский сад. Там его встретила улыбающаяся воспитательница Белка.
-Здравствуй, маленький Пыф, я так рада что ты пришел к нам в гости!- сказала она.
Но ежонок спрятался за маму и на его глазах появились крупные прозрачные слезы. А когда мама Ежиха ушла оставив своего Пыфа он расплакался еще громче. Маленький Пыф подумал что мама бросила его и перестала любить, а от этого ему стало очень страшно. Он плакал и плакал. Но через некоторое время произошло чудо мама Ежиха вернулась за своим малышом и принесла ему большую корзинку сладких яблок.
-Мама, мама,- закричал Пыф. –Я так рад что ты меня не бросила.
-Глупенький, -сказала мама Ежиха. – Я очень сильно тебя люблю. Просто мне нужно было насобирать тебе яблок. А в лесной детский сад я тебя привела чтобы  тебе не было грустно пока меня не будет, ведь тетушка Белка знает очень много интересных игр.
На следующий день когда маленький Пыф шел в детский сад он уже не плакал. Он знал что мама его очень любит и никогда не бросит, а еще принесет ему что-нибудь вкусненькое.
Сказка о маленьком Зайчонке.
В лесу в уютной теплой норке жила семья зайчат. Мама Зайчиха, папа Заяц и маленький Зайчонок. Они были очень дружной семьей и много играли вместе. Зайчонок, просыпаясь каждое утро думал о том, что он самый счастливый зайчик на свете. Мама каждый день кормила его сладкой морковкой и наливала ему капустный сок.
Но в один день счастье его закончилось, Зайчиха привела его в детский сад.
Поначалу зайчонку было хорошо и весело, но когда он понял что мама ушла он испугался и громко заплакал.
- Не плачь, -сказала ему воспитательница Медведица. –Мама скоро придет…
Но маленький зайчонок продолжал плакать и кричать «Хочу к маме!!!». Тогда воспитательница Медведица достала с полки большую коробку
-Бельчата, лисята, зайчата, бегите скорее сюда. Нам из Африки пришла посылка от дядюшки Слона. Давайте посмотрим что там.
Все малыши окружили воспитательницу, только зайчонок продолжал сидеть и плакать. И вот коробку открыли и из нее посыпались разноцветные кубики. Воспитательница с малышами собирала разные башенки. Маленькому зайчонку стало интересно и он присел рядом со всеми и тоже начал строить вместе со всеми. Пока зайчонок играл за ним пришла его мама и забрала его домой. Зайчонок шел домой и рассказывал маме о том как интересно играть в разноцветные кубики. Он шел рядом с мамой и улыбался, он опять чувствовал себя самым счастливым на свете!!!
Сказка про медвежонка Мишутку и детский сад
Жили-были в лесу разные звери. В одном доме жила семья медведей: папа-медведь, мама-медведица, медвежонок Мишутка. В другом доме жили зайцы: мама-зайчиха, папа-заяц, старенькая бабушка Зая и маленький зайчонок. А в третьем доме жили лисы: папа, мама и дочка-лисичка. А ещё жили в лесу Волчица с Волчонком, Мышка с Мышонком и многие другие звери, большие и маленькие.Пока малыши не подросли, они играли каждый возле своего домишка, у своей норки или у своего логова. Но вот стали они постарше, и родители решили, что пора детям друг с другом познакомиться, чтобы было им веселее играть. И устроили в лесу детский сад для зверят! В воспитатели позвали мудрую тетушку Сову, чтобы она научила детишек дружить.Нашли звери в лесу подходящую полянку, где малыши могли бы вместе играть, сделали загородку, поставили кроватки и столики, принесли побольше игрушек и привели туда своих малышей. Одни зверята, как только увидели новые игрушки, с мамами попрощались и побежали играть. А Зайчишка маленький испугался, прижался к мамочке и отойти от неё боится. Малышей много, все бегают, играют, а маленький Зайка все стоит и стоит возле мамы.
Увидела это тетушка Сова, но не стала Заиньку ругать, а разрешила ему в первый день побыть в садике вместе с мамой. Зайчишка к маме на ручки залез и оттуда смотрел, чем другие занимаются. Тут Мышонок захотел в мячик поиграть, а как одному-то? Стал Мышонок Заиньке мячик катать, а Заинька взял мячик и Мышонку покатил. Видит мама-зайчиха, что подружились детки, играют вместе, мячик катают и смеются. «Ну, малыш, пора уходить»! — через какое-то время сказала мама-зайчиха. «Нет, мам, я лучше здесь поиграю, а потом ты за мной придешь».Договорились, что в первый день мамы заберут малышей после обеда. Вот зверята поиграли, погуляли и сели за стол обедать. Зайка быстро свой обед схрумкал, а медвежонок сидит и ждет, кто его с ложечки покормит. Подошла к нему тетушка Сова, показала, как ложку держать, и стал Мишутка потихоньку сам кашу есть. Лапки у него неловкие, но старается медвежонок, пыхтит! «Я, — говорит, — теперь и дома буду сам есть! Ведь я уже большой!».После обеда малыши отнесли посуду и стали собираться домой. За Заинькой бабушка пришла, за Лисенком — папа, за Мишуткой — мама-Медведица. Все детишки разошлись очень довольные. Некоторые даже уходить не хотели, но тетушка Сова сказала, что на ночь детский сад закрывается, и сейчас каждый пойдёт к себе домой, а завтра утром они снова встретятся и будут вместе играть.
С тех пор в лесу так и повелось: самые маленькие сидели по норкам с мамами, а те, кто постарше, приходили к тетушке Сове в детский садик. У каждого малыша там был свой шкафчик для одежды и своя кроватка, где кроха спал после обеда. По вечерам мамы забирали детишек домой, а садик на ночь закрывался


Сказкотерапия при коррекции гиперактивных детей

Сказка-игра
Игра «Море волнуется раз…»
«Сказка о морском коньке Буяне и Мудрой Морской Звезде»

В морском царстве подводном государстве все текло своим чередом. Взрослые уплывали на работу, а ребятишки посещали морской детский садик. И дельфины, и медузы, и морские коньки со звездочками все ходили в детский сад. Всем ребятам нравиться играть, но был среди всех верткий и шустрый морской конек по имени Буян. Стоило ему появиться в детском саду как мутнела вода, песок поднимался морского и водоросли начинали ходить ходуном. Что тут говорить о маленьких подводных жителях посещающих детский сад. Им приходилось уворачиваться прятаться и даже замирать на месте чтобы уберечься от Буяна. А Буян ни как не мог понять почему с ним никто не хочет играть и почему он постоянно остается один или сориться с другими ребятами. В один прекрасный день он так разыгрался что упал без сил прямо на морское дно. Пока он лежал, пытаясь восстановить свои силы он увидел рядом с собой морскую звезду. Буян настолько устал что у него даже не было сил поздороваться, а это морская звезда жила здесь очень давно и каждый день наблюдала за играми маленьких морских обитателей. И вот наш Буян собравшись с силами спросил от чего звезда не играет с ними…
« Я давно здесь лежу и наблюдаю за тобой и хочу поделиться с тобой одним секретом. А секрет это заключается в умении играть. Вот тебе одна игра чтобы не так уставать, нужно уметь распределять свои силы, а еще важно помнить о том что твоя игра не должна мешать остальным. Запомни в каждой игре есть правила и их обязательно нужно соблюдать. Тогда ты сможешь стать самым лучшим другом на всем морском дне»
Правила:
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
автор: Т.В. Лукашук 

Маленький ветерок
Помню, когда я была ещё маленькой, слышала я старую историю, которая произошла в прекрасном племени ветров.
Жили были в нем ветра разные нежные как прикосновения солнечного лучика весенним утром и резкие как стая колючих иголок. И у всех у них были важные дела-задания. Только у самого маленького ветерка ещё никак не получалось переносить тучи, поднимать волны, шевелить листья и ветви деревьев. Он был так быстр, что просто проносился мимо, не успев выполнить свою работу. Его часто ругали за это взрослые ветра. Он мечтал быстрее повзрослеть, чтобы уметь справляться со своей силой.
-Дуй тише, слушай внимательно, смотри лучше - говорили ему мудрые ветра.
И вот однажды наш ветерок так спешил принести дождь, что пролетел мимо тучи, влетел в глубокую пещеру и заблудился в ней. Грустно и одиноко стало ему. Опустился он потихоньку на каменный выступ и затих. И вдруг услышал тихое журчание.
-Кто здесь? - спросил ветерок.
-Я подземный ручеёк, помоги мне маленький ветерок. Не могу я выбраться на белый свет, совсем сил нет без ветра.
Ветерок почувствовал себя таким важным, ведь он мог быть полезным!
- Только, помедленнее – попросил ручеек, - я ещё не набрался сил.
Очень медленно новые друзья пустились в путь. Внимательно прислушивались они, мягко прикасаясь к стенам пещеры, чтобы исследовать и проложить дорогу. Иногда ветерок летел чуть впереди, а за ним плавно и неспешно бежал ручеек.
-Тише, тише, подожди меня, - иногда звучало в пути.
А потом ветерок подталкивал нового друга вперед, щекоча его прохладные бока.
Вдруг солнечный лучик заглянул в щелочку между камнями и ласково поманил своим теплом товарищей.
- Мы нашли выход, - воскликнул молодой ветер.
Благодарный ручеек на солнышке переливался всеми цветами радуги и нежно напевал свою звонкую песенку.
-Спасибо, я уже слышу своих братьев и мне пора дальше к реке, не забывай прилетать играть со мной в волны- сказал он на прощание и слился с другими ручейками.
А ветерок медленно и важно двинулся в сторону дома, внимательно оглядываясь по сторонам и проверяя кому нужна быть может его помощь.
                                                                                                             автор: Людмила Абросимова


Сказкотерапия при коррекции агрессивных детей

«Сказка про Зайку-Забияку»
Однажды Зайцу приснился удивительный сон. Увидел он свой родной лес, знакомых зверей и птиц. Только одно было удивительно - все они его боялись.
- Смотрите, - говорит лиса. - Вон идёт великий Заяц. Он победил меня вчера, и теперь я должна каждый день приносить ему на завтрак капусту.
- Да-да, - соглашается волк. - Это самый великий Заяц. Меня он тоже победил, и теперь я должен каждый день на обед приносить ему морковь!
- Точно, это величайший в мире Заяц! - ревёт медведь. -Он меня вчера так побил, что теперь я должен каждый вечер приносить ему на ужин мёд! Иначе он меня вообще из леса выгонит!
- Смотрите все - вон идёт великий и могучий Заяц! -стрекотали сороки.
- Великий, великий, - поддакивали белки.
- Вели-КВА-лепный, вели-КВА-лепный, - квакали лягушки.
А Заяц вышагивает по тропинке, гордо задрав голову, и расталкивает всех встречных.
Видит - под кустом малины спит медведь. Заяц подошёл к нему да как даст ему лапой. Медведь так и покатился кувырком!
- Не смей есть мою малину, косолапый, - закричал вслед ему Заяц.
Идёт он дальше, а у речки сидит волк, рыбу ловит. Подошёл к нему Заяц да как ударит волка по спине. Волк бултых в воду! Сидит и вылезать боится.
- Не смей в моей речке рыбу ловить, - погрозил ему кулаком Заяц.
Поскакал Заяц дальше, а навстречу ему лиса с лукошком яблок. Увидала Зайца, издали кланяться начала. Но Косой все равно лукошко у неё отобрал, а саму рыжую ещё и побил:
- Не смей в моём лесу яблоки собирать! Шёл он, шёл по лесу… и проснулся. Потянулся Заяц, выглянул в окошко и думает:
- И чего я раньше всех боялся? Надо показать, кто в лесу хозяин!
Вышел он на опушку да как закричит:
- Берегитесь, звери! Это я, великий Заяц, проснулся!
- Хи-хи-хи, - тоненько захихикали белочки.
- Ха-ха-ха, - басовито захохотал старый кабан.
- Ах, смеетесь! Ну, я вам сейчас покажу! - воскликнул Заяц и сердито затопотал по тропинке.
Смотрит - а навстречу ему ёжик торопится, на спинке грибы несёт.
- А ну-ка, отдавай мои грибы! - крикнул Заяц да как стукнет ёжика, и сам тут же заплакал. - Ой-ой-ой! Какой ты колючий!
- А ты приставучий! - ответил ёжик. - Зачем дерёшься? Если тебе нужны яблоки, то иди и собирай сам!
- Но я же великий и могучий Заяц, меня все боятся и уважают!
- Ты глупый! - ответил ёжик. - Никто тебя не боится. Драчунов не любят и не уважают!
- Что же делать? - спросил Заяц.
Но ёжик его уже не слышал. Он побежал по тропинке дальше по своим делам.
Грустный-прегрустный побрел Заяц домой.
- Ух! - ухнула старая мудрая сова. - Уважают не за силу, а за добрые дела!
- Глупости, - махнул лапкой Заяц.
Не доходя до поляны, на которой стоял его домик, он вдруг услышал чьи-то жалобные всхлипывания.
- Эй, кто там? - крикнул Заяц.
- Это я, медвежонок! - раздалось из кустов.
Заяц раздвинул густые ветки и увидел маленького медвежонка. Его лапка застряла между корней старого дуба, и малыш никак не мог освободиться.
- Эх ты, глупыш! Сейчас я тебе помогу, - сказал Заяц и начал ломать старые сучья.
Как только медвежонок освободился, он радостно запрыгал вокруг Зайца и запел:
Ты теперь мой лучший друг!
И пусть знают все вокруг:
Ты великий и могучий,
Самый смелый, самый лучший!
Заяц засмущался, а потом спросил:
- Ты, и правда, так думаешь?
- Конечно! - воскликнул медвежонок.
- Заяц - лучший друг медвежонка! Заяц спас медвежонка! Заяц - герой! - застрекотали сороки и понесли новость по лесу.
- Вот видишь! - сказала Зайцу сова. - Теперь тебя будут уважать не во сне, а наяву. И вовсе незачем драться для этого! Я же говорила: уважают не за силу, а за добрые дела!
Сказка «Горячий чайник Арчи»
Жил себе, не тужил чайник Арчик в магазине. Такой хорошенький с ручкой и носиком, весь беленький, пузатенький. И вот однажды его купили. Принесли в дом, помыли, наполнили свежей водичкой и поставили на огонь. Арчику очень все это понравилось. Ему понравились люди, ему понравились сковородки и кастрюли, которые стояли рядом. Он сразу полюбил это место — кухню. Чайнику еще в магазине рассказывали о том, что в нем будут кипятить воду и заваривать ароматный чай. Что люди не могут без чайника, что все хотят с ним дружить.
Тут внутри Арчика стало что-то происходить — все колотилось и булькало, он стал очень горячим. Крышка стала подпрыгивать, а из носика стал идти оглушающий свист. Наш чайник испугался и стал разбрызгивать воду во все стороны. Он разозлился на все на свете, что делают с ним такое непонятное и страшное. Арчик плевался, ругался на своих новых друзей. Он был в ярости.
Люди подбежали к нему, но из-за горячих брызг не могли помочь. Все стали волноваться и хвататься за головы. Кричали: «Нельзя же так! Успокойся!» Но Арчика это все только больше злило и он больше плевался горячей водой.
Вдруг наш чайник почувствовал, что плеваться ему уже нечем и оглушающий свист стал тише. Люди быстро подбежали и выключили под ним огонь. Арчику сразу стало легче. Он уже не злился и не плевался. Но, к сожалению, воды в нем не осталось и теперь не из чего было сделать ароматный чай.
Чайник отставили в сторонку и больше к нему никто не подходил. Арчику стало очень грустно, ведь он так мечтал о семье, друзьях. А из-за его поведения с ним не хотят общаться.
Как раз этой ночью мимо его окна пролетала добрая фея. Она покрутилась возле чайника и присела возле него. Фея спросила: «Что случилось, чайник Арчик? Почему ты такой грустный?». Арчик ответил: «Со мной никто не хочет общаться, потому что я ругаюсь, разбрызгиваю воду и становлюсь очень горячим». «Я могу тебе помочь, но и ты должен постараться» — ответила фея. «Я сделаю все, что в моих силах, добрая фея»- сказал чайник. «Так вот, когда ты будешь снова закипать, начни петь веселую песенку. При этом держи крышку плотно закрытой, чтобы вода не разбрызгивалась. Тогда люди подойдут к тебе и выключат под тобой огонь. И ты сможешь подарить им ароматный чай» — сказала фея и исчезла.
На следующее утро к чайнику подошла женщина. Она долго рассматривала его со всех сторон, но все же решила налить воду и поставить на огонь. Через некоторое время Арчик опять почувствовал жар и бульканье, но теперь он знал, что с этим делать. Чайник пропел веселую песенку своим свистком. Милая женщина подошла и спокойно выключила огонь. Арчик понял в чем его предназначение. Он был этому рад. Арчик заблестел всеми своими пузатыми боками. К нему потянулись знакомиться кастрюли, сковородки, чашки и ложки. Все хотели пообщаться с новым другом.
Арчик научился использовать свои способности — кипятиться — для того, чтобы дарить окружающим тепло и ароматный чай, который согревает.



 Сказкотерапия при коррекции тревожных детей
 В последнее время термин «сказкотерапия» звучит чаще и чаще. Всё реже употребление данного понятия вызывает удивлённые взгляды, усмешки, скептическое отношение. С уверенностью можно сказать, что всё большее количество практических психологов используют сказкотерапию как один из методов в своей деятельности.
   Большинство людей склонны считать, что сказкотерапия является исключительно «детским» методом. Конечно, наиболее результативной она оказывается именно в работе с детской аудиторией, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Как подчеркивает ведущий психолог в данной области Т.Д Зиневич-Евстигнеева, сказкотерапию можно назвать “детским” методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
         Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.
      Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
     С другой стороны, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей свободно мечтать и фантазировать.
    Ведущие психологи в данной области отмечают следующие основные достоинства сказок:

    • отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий.

    • отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события.

    • образность и метафоричность язык

    • победа добра, дающая психологическую защищенност

    • наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.

       В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. Один из самых авторитетных в этой области психологов Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что данная концепция базируется на пяти видах сказок: художественные (авторские, народные), психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные, дидактические.
       Работая со сказками, психологи используют разные формы подачи материала (рассказывание и сочинение сказок, кукло - и имиджтерапия, постановка сказок на сцене и в песочнице и др.), т.е. речь идёт об использовании средств комплексной сказкотерапии.
      В настоящее время существует большое количество развивающих, психокоррекционых и психотерапевтических программ, основанных на различных видах сказок. Однако иногда возникает необходимость написания персонализированной сказки, сказки для одного конкретного малыша, учитывающей его индивидуально-психологические особенности. Тогда на помощь специалисту придут рекомендации и правила по написанию психокоррекционных историй Д.Бретт, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.В.Гнездилова и др.
     В каждом случае для ребенка должна создаваться «зона безопасности», он не должен чувствовать себя смущенным или виноватым, не должен бояться. Малыш просто слушает сказку, где соседствуют реальные и вымышленные события, фантастические и взятые из жизни персонажи, ребенок узнаёт новое, размышляет, сравнивает без неприятных психологических последствий. Кроме того, психокоррекционная сказка должна предлагать замещающий опыт, самостоятельно или при помощи взрослого малыш выбирает варианты решения существующих проблем.
     Сказочный сюжет всегда разворачивается в определенной последовательности. Можно опираться на следующую схему:




1



Жили-были…



Статус-кво, начала сказки, встреча с её героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами).



2



^ И вдруг однажды…



Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с проблемой ребенка.



3



^ Из-за этого…



Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки



4



Кульминация



Герои справляются с трудностями



5



Развязка



Результат действий героев сказки:



6



^ Мораль сей сказки такова…



Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально меняется.

      Нельзя забывать и о возрастных предпочтениях. Принято считать, что детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
     Сказки, сказочные сюжеты позволяют смягчить поведенческий негативизм у ребенка и понять законы мира, в котором он родился и живет. На вербальном и эмоциональном уровне малыш осознаёт, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он может примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, оценить тот или иной поступок со стороны и иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Ненавязчиво и непринужденно сказки помогают ребенку найти выход из затруднительных жизненных ситуаций и пути решения возникших конфликтов, оказывают поддержку его возможностей, веры в себя.
     Используя сказки, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми. Сказкотерапия позволяет эффективно преодолевать нарушениями самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно, помогает бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.
    От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха, тревога – это эмоциональное состояние,  характеризующееся неприятным чувством ожидания  или ощущением надвигающейся угрозы. Таким образом, тревога является переживанием отдаленной, неясной опасности.
      От тревоги следует отличать тревожность. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения, то тревожность является устойчивым состоянием.
     Тревожность, как отмечает А.М.Прихожан, это «устойчивая черта, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги.
      Подавляющее большинство страхов в той или иной мере обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Обычно возрастные страхи существуют после возникновения 3-4 недели; это можно считать нормой.

Возрастные страхи:




Возраст



Виды страха



8-10 мес.



Страх перед незнакомыми людьми



1 год



Страх одиночества



1 год 6 мес.



Страх долгого отсутствия мамы, домашнего шума, врачей, уколов



2 года



Страх наказания родителями, транспорта, некоторых животных, уколов, больниц



3-4 года



Страхи перед сказочными и мультипликационными персонажами, уколами и болью, страх крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства



5-6 лет



Страх собственной смерти, смерти родителей, различных виртуальных персонажей, страшных снов, нападения, войны, огня, пожара

     Однако помимо врожденных, или возрастных, страхов существуют страхи приобретённые. Одной из причин таких страхов может являться какое-либо вполне конкретное событие, реальный случай, который произошел с ребенком. Как подчеркивает И.Е.Кулинцова, такие страхи легче других поддаются коррекции, и, если неприятная травмирующая ситуация не повторяется, нередко проходят сами собой.
    Другой причиной приобретённых страхов являются особенности характера самого ребенка, степень его эмоциональной чувствительности, восприимчивости.
       Кроме того, страхи могут возникнуть в случае семейных неурядиц, родительской невнимательности, чрезмерной опеки, а также в результате подражания тем, кто боится. Так, наиболее распространенными являются именно внушённые страхи.
       К «классическим» страхам в настоящее время можно добавить и те, которые в значительной мере сформированы потоком информации, неконтролируемо поступающим со всех сторон. У современных детей наблюдается боязнь не только сказочных персонажей (Бармалея, Бабы Яги, Кощея и т.п.), но и виртуальных монстров, киномонстров, а также страхи войны, терактов, заражений.
      Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.
      Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь таким детям преодолеть их, и является сказка.
      Наиболее распространенным страхом у дошкольников и младших школьников, как отмечает, Т.Л. Шишова, является страх темноты. Как подчеркивает автор, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколько людей, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его невыключенным в свое отсутствие. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.
      Сказкотерапевт Д.Соколов предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.



    1. Схема сказочного сюжета

 Зайчик боится темноты. Встретил друга котёнка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый» глаз – фонарём. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.

^ Принцип решения: помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

    1. Схема сказочного сюжета.

 Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без неё устало, стало плакать. Мальчик пошёл звать Ночь и её дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.

^ Принцип решения: утрированная победа, её негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

    1. Схема сказочного сюжета:

 Крот влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться её полётом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит!

^ Принцип решения: противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

    1. Схема сказочного сюжета:
Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести её на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.

^ Принцип решения: промежуточная цель (конфетка посередине). Плата. Интернализация ресурсов.

    1. Схема сказочного сюжета:
Алёнушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Алёнушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты.

^ Принцип решения: вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).

    1. Схема сказочного сюжета: 

 Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял.

^ Принцип решения: обида злость. Против кого-то.

Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты без особого труда могут составить эффективную персонализированную сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуально-типологичекие особенности.

      Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий