Консультация
для родителей
подготовила
педагог-психолог МБДОУ
МО г. Краснодар «Детский сад № 164»
Лукашук Т.В.
Советы родителям гиперактивного ребенка
Как определить имеет ли ребенок синдром
дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте
разграничим эти понятия.
Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Основные причины гиперактивности
Часто гиперактивность - это следствие не слишком
гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска
входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических
родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать
лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма
нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу
риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все
"недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна)
не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму
после.
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в
семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть
возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы
сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете,
торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя
голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и
пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий
распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.
2. Воспользуйся такими советами:
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
2. Воспользуйся такими советами:
- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
"Готовность к школе. Или чего мы не понимаем"
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников.
Обеспокоенные родители бегают от одной элитной
гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В
некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к
светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению
в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с
малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время
прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на
приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще
годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких
липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот
психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и
домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что
значит — не готов?»
Действительно, что
значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе»,
которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно
нервничать родителей?
У любого
психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже
привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И
проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности
в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи
или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились
лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками,
привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того,
несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения
их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи.
Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и
читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника?
Только учи его - и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали
не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или
иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям.
А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не
оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не
получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что
возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы.
А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим
«лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не
получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью
механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического
развития.
В чём же суть
«готовности»?
Готовность - это
определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений
и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать
его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует
от ребёнка определённой готовности - готовности включаться в ролевые игры,
готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе.
Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые
отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не
готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него
пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но
наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни,
опережая события.
Успехи молодого
человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские
преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как
правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя
методами обучения - вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И
блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не
больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных
методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей.
Как раз наоборот - оно их порождает.
Существует непреложная
логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый
этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный
пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме.
Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к
детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им
нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети
не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел
при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые
должны были бы соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из
дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него
должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее,
потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово
некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память -
это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это.
Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол,
купите - и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной
готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка,
готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен
уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об
этом: первый показатель готовности к школе - «приём учебной задачи». Когда
учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками
кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором
плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это
значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что
они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к
школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить
ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет
действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду
воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать
задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять
ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику
мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое
ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять - это
три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к
школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к
школе - появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки
у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных
картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает
мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные
стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро
упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина
неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники?
Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная,
чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится
съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О
чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют
себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности.
Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще,
в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка,
его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит -
«я» плохой. Это значит - меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая
составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует
сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности.
Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь
делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не
получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё
время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и
младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком.
В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка
Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и
школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали
по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести
куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт
воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли
снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления
механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие
специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить
на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»?
Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок
- недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок - плохой». Но речь идёт о шестилетнем
ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению
значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в
школу надо повременить.
Он ещё не доиграл.
Берегите своих детей!
Помните психологическое здоровье вашего ребенка в ваших руках!!!
Консультация для
родителей «Игра и игрушка в жизни ребенка»
Игра, как самостоятельная детская деятельность
формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими
опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в
качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и
освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма
организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка,
его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга.
Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития
новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в
магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки
могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым
педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые
действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже
обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те
предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами:
всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки,
отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль,
как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол
для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо
сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У
больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Правильное руководство игрой со стороны
взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте,
существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее,
казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по
игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к
перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия
взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным,
раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не
вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только
игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать
пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое
использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка,
развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо
обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового
материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его
счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты
вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно,
создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для
ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности
поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте
её обдумано для своего ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий