Игра как основа гармоничного развития
ребенка
Детство - особенный, неповторимый
период жизни человека. Этот период дан каждому для совершенно определенных
задач: родиться, вырасти, выучиться, познать мир, научиться радоваться жизни,
получить колоссальный ресурс энергии и развития. Особенность детства в том, что
этот период жизни никогда не повториться, и те нерешенные задачи, которые
ставит детство перед человеком, никогда не смогут быть полностью реализованы во
взрослой жизни.
Огромное значение в реализации задач
детского возраста приобретает игра. Игра - это ведущая деятельность ребенка.
Считается, что она остается таковой до начала обучения в школе. И только в
возрасте 7-8 лет начинает сформировываться другая ведущая деятельность -
учебная. Но как часто бывает - теория расходится с практикой. На деле же игра,
хоть и не в такой степени как в дошкольном возрасте, все же сохраняет свою
важность и необходимость и для школьника.
Очень часто, родители забывают о том, как важно ребенку играть, и порой воспринимают
игровую деятельность как попытку лениться.
Особенно ярко прослеживается данная
тенденция в подготовительной группе, когда родители сосредоточены на
поступлении ребенка в престижную школу. Они записывают своих детей на различные
развивающие программы, подготовительные к школе курсы, занимаются развивающим
обучением дома и тем самым сводят на нет игровую деятельность детей, а порой
даже наказывают ребенка лишением игры. Все это может привести к неблагоприятным
последствиям. Чаще всего дети начинают негативно относиться к процессу
обучения.
Почему психологи отводят такое важное
значение игре? Потому что благодаря игре и через игру ребенок развивается не
только психически, но и личностно.
Влияние игры на развитие личности
ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и
взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его
собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества,
необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и
заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра
способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Таким образом, игра
способствует социализации ребенка: научает его вступать в контакт, в игровой
форме ребенок приобретает богатый поведенческий репертуар, вырабатывает
наиболее эффективные тактики поведения в конфликтной ситуации, научается не
только активно устанавливать нормы и правила поведения, но так же и жить,
согласуя свое поведение с требованиями общества. Посредством игровой
деятельности ребенок проходит полоролевую идентификацию.
Играя в «Дочки-матери» девочка
знакомится со своей будущей ролью жены и матери, а мальчик, играя в «войнушку»,
так же готовится стать настоящим мужчиной. Именно в этом возрасте мы определяем
девочек, как «хозяюшек», «заботливых мам», а мальчиков как «смелых рыцарей»,
«защитников» и «добытчиков», тем самым, помогая им усваивать стили поведения, соответствующие их половой
принадлежности.
Игра как ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие психики. Примерно
до 4-5 лет все психические процессы ребенка непроизвольны, то есть он не
способен целенаправленно, с волевым усилием сосредотачивать внимание,
запоминать и т.д. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное
внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и
запоминают больше, чем в условиях учебной деятельности. Сознательная цель
(сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше
и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на
предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий
и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая
ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.
Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к
целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация и действия с
ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
Развитие мышления - осуществляется
переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с
предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. В то же
время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в
сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего
стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в
зависимости от этого строить свое собственное поведение.
Для развития воображения игра имеет
определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать
один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, образы и действия.
В игре развивается знаковая функция
речи (предмет - знак - его наименование). Игра также способствует развитию
рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с
общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что
ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего
качество (правильность) ее исполнения.
В игре же продолжают развиваться
продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой
деятельности.
Таким образом, игра - это
самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка, которая помогает
ему развиваться не только психически, но и личностно.
Памятка родителям от ребенка
·
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не
обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
·
Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это
позволяет мне определить своё место.
·
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что
считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши
инициативы.
·
Не будьте непоследовательным. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее
пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
·
Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою
веру в вас.
·
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только
за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших
«побед».
·
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не
имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
·
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я
отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
·
Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам.
Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
·
Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю
вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение.
·
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо
большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на
глаз.
·
Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. По некоторым
объективным причинам мой слух притупляется в это время, а моё желание
сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримете
определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
·
Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я
должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
·
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я
буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
·
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю,
почему поступаю так, а не иначе.
·
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я
легко превращаюсь в лжеца.
·
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир,
поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
·
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном
опыте.
·
Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу
научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко
мне столько много внимания.
·
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы.
Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам
вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
·
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы не будете это
делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной
занимались.
·
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне
ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
·
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение
имеет то, как мы его проводим.
·
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду
бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.
·
Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и
одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда всё же забывается. А
нагоняй, кажется, никогда.
·
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже
стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не
подвергаясь критике.
И кроме того, я вас очень сильно люблю, пожалуйста, Ответьте мне любовью тоже…
Советы родителям у которых детки переживают кризисный период
Родители должны понимать:
· В период кризиса
3-х лет, как правило, в центре событий оказывается мама, и главная
ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.
· В этот период
малыш не только создает родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому если
явно видно, что ребенок очень резко изменился, и не в лучшую сторону, надо
постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в
воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша в пределах
разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею.
· Ребенок не
просто не соглашается со взрослыми (мамой), он испытывает их характер и находит
слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости.
Он по нескольку раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то,
что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «можно», ребенок
добивается своего – не у мамы, так у папы, у бабушек, дедушек. Не стоит на него
за это сердиться.
· Следует
правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.
· Если взрослые
меняют систему требований, то ребенку трудно понять – почему, и он в отместку
твердит «нет». Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово
родителей, когда они воспитывают своего ребенка, а он, считая уже себя самостоятельным,
начинает подражать взрослым. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят
реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с
3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.
· Для нормального
развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в
доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
· Чтобы кризис
прошел благополучно, самое главное – любить ребенка такого, каков он есть.
Недопустимые действия родителей в отношении ребенка:
·
Нельзя
постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для родителей
проявления его самостоятельности.
·
Не
следует говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми
путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься
чувство ответственности.
·
Не следует приучать малыша к
легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое
поражение для него может стать трагедией. И в то же время не подчеркивать свою
силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это может привести
к безразличию или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
Основные правила в воспитании
v Давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить: «Ты не
умеешь строить, рисовать …». В этих случаях ребёнок не может сохранить
побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих
силах, способностях.
v Нельзя
позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его
личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности
блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, следовательно,
и неадекватную заниженную самооценку.
v Очень
важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку.
Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в
которой заключено отношение к ребёнку.
v Недопустимо
сравнивать ребёнка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому
противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны,
психотравмирующими, а с другой, формируют негативизм, эгоизм, зависть.
v Родители
должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет
воспринимать себя только благоприятно (как норму).
v Главная
функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребёнка
исходила из его возможностей.
v В
отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок к
резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий